shape
    shape
    МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

    АБАЙ КУНАНБАЕВ 

    Абай Кунанбай родился 22 августа 1845 г. на Каскабулакском плато горы Шингис в бывшей Каркаралинской области Казахстана (ныне село Каравиль Абайского района Семейской области). Настоящее его имя было Ибрагим, а Абаем его называли по распространенному среди казахов обычаю сокращать имена. Он принадлежал к тобиктинской ветви аргинского племени казахов Среднего Джуза. Его отец Кунанбай Оскенбаев был богатым и влиятельным беком. Начальное образование Абай получил в своем ауле, а в десятилетнем возрасте учился в медресе в городе Семей, где помимо религиозных наук изучал современные науки - литературу, историю, математику, географию. В возрасте сорока лет Абай посвятил себя литературе, а в стихотворении "Джаз" (Лето), написанном в 1886 году, впервые использовал собственное имя. Стихами, написанными им после этой даты, он пытался пробудить и продвинуть вперед казахский народ.

    Абай умер в Семее 6 июля 1904 г., через сорок дней после смерти своего сына Магавия. Его тело было похоронено рядом с могилой брата Оспана в казармах Джидебая на горе Шингис.

    Абай Кунанбай, считающийся основоположником казахской письменной литературы, первые образцы которой стали появляться в XIX веке, является важнейшим представителем современной казахской литературы. Наиболее значительным произведением, написанным о его жизни, является четырехтомный биографический роман Мухтара Авезова "Абай Жоли".

     

     

     АБИШ КЕКИЛБАЕВ

    Абиш Кекилбаев родился 6 декабря 1939 г. в Мырзаирском подрайоне села Онди Мангыставского района Мангыставской области Казахстана. Абиш Кекилбаев, который был единственным сыном в семье из четырех детей и потерял отца в раннем возрасте, вырос и стал значимой фигурой, в чем большую роль сыграли его мать Айсавле, старшие сестры и особенно жители села, где он родился.

    Интерес Абиша Кекилбаева к чтению, письму, книгам вообще, бумаге и ручке начался в самом раннем возрасте. В трех-четырехлетнем возрасте он любил листать книги и тетради своих старших сестер, а в пять лет научился хорошо читать и писать. В 1948-54 гг. Абиш Кекилбаев учился в средней школе в Онди, а в 1955-57 гг. окончил среднюю школу в Уштагане. В 1957 г. он поступил на отделение казахского языка и литературы филологического факультета Казахского государственного университета.

    Первая книга стихов А. Кекилбаева "Алтын ġувак" ("Золотой свет") вышла в 1962 году. "Qurdas qızğa" (Девушке, которая является моей ровесницей), "Qız ani" (Песня девушки), "Terbegeniñ janarımnıñ oy bağın" (Мысль к саду моих глаз), "Bozbalanıñ jarq jurq etip janarı" (Светящиеся молодые глаза), "Savleşimniñ bar beynesin bilemin" (Я знаю фигуру моей возлюбленной), "Kün qayda bire quğan köbelekti? " (В те дни мы гонялись за бабочками), "Aqjayıq" (Белая журчалка), "ġağala" (Чайка), "Teñiz jağasındağı oy" (Мои мысли на берегу моря), "Äke" (Отец), "Ava" (Воздух), "Bağban" (Садовник), "Qıstağı oy" (Зимние мысли).

    В 1984-86 гг. А. Кекилбаев занимал должность заместителя министра культуры Казахской ССР, в 1986-88 гг. был председателем Комитета по охране памятников истории и культуры Казахской ССР, а в 1990 г. - советником отдела ЦК Компартии Казахстана. Помимо этих обязанностей, А. Кекилбаев, являвшийся в 1991 г. председателем Комитета по культуре, языку и международным связям Высшего консультативного совета Республики Казахстан, в 1992-93 гг. был назначен главным редактором газеты "Суверенный Казахстан", центрального органа государства.

     

     

     АХМЕТ БАЙТУРСИНУЛИ

    Родился в селе Сарытуббек Торгайского района Казахстана. Он принадлежит к племени аргун Среднего жуза казахов. Его отец отдал Ахмета в двухклассную русско-казахскую школу в городе Торгае. Однако после того, как отец был отправлен в ссылку, его воспитанием занялись мать и дядя. В 1886 г. Ахмет поступил в русско-казацкую школу. В 1891 г. он поступил в учительскую школу в Оренбурге. В 1895 г. он начал преподавать. В это время он также изучал русский язык. Преподавал в школах разных областей Казахстана. В 1896 г. Байтурсынулы познакомился с чувашским турком Алекторовым, который занимался вопросами истории, этнографии, фольклора и языка казахов. Во время этой встречи Ахмет Байтурсынулы узнал от Алекторова, что жизнь казахов за пределами Казахстана, политика экспансии и эксплуатации, проводимая в отношении казахской страны, а также труды русского ученого Ильминского не направлены на просвещение казахов, а являются миссионерской деятельностью. После этой встречи изменилось мировоззрение Ахмета в области политики, образования, науки и культуры, он стал внимательно следить и защищать систему образования "Усул-и джадид", основы которой были заложены Исмаилом Гаспирали и распространены по всему Туркестану.

    Наряду с исследованием исторического развития казахского языка и литературы он ищет пути создания современной казахской литературы. Он собирает, анализирует и исследует фольклорные материалы казахского народа. Пишет обзоры, статьи и стихи о социальной и культурной жизни казахского общества. Он делает многочисленные переводы из русской классики. Байтурсинулы сыграл большую роль в становлении и развитии казахской прессы и издательской жизни. С 1911 г. его статьи публиковались в журналах "Айкап" и "Шора". В 1913 г. он начал выпускать газету "Казах" с казахской молодежью.

     

     ИБИРАЙ АЛТЫНСАРЫН

    Ибирай Алтынсарын - представитель кипчакского племени Среднего жуза казахского народа, родился 20 октября 1841 года в Аманкарагайском районе бывшего города Торгая, ныне города Костанай Затобольского района. Отцом Ибирая Алтынсарына был Алтынсары из племени кипчаков Среднего жуза, матерью - Айман, дочь Шеген-бека из племени аргинов. И. Алтынсарин стараниями деда брал уроки у различных мулл и учителей и не прекращал своего образования до 9 лет. В 9 лет он изучил русский, татарский, арабский и персидский языки. Окончив школу 31 августа 1857 г., И. Алтинсарин в течение трех лет (1857-1859 гг.) работал переводчиком у своего деда Балгоджа-бея, назначенного в Оренбургскую пограничную комиссию. В 1859 г. Балгоджа-бей попросил своего друга В.В. Григорьева взять в переводчики его внука И. Алтинсарина. И. Алтынсарин стал работать переводчиком у В.В. Григорьева и имел возможность пользоваться его богатой библиотекой. И. Алтынсарин читал классиков русской литературы от Пушкина до Толстого, а также произведения таких писателей, как Шекспир, Гете, Байрон, среди классиков западной литературы. В этот же период он познакомился и с восточной литературой. И. Алтынсарин, имевший возможность изучать собственную историю через эту библиотеку, исследовал казахскую историю, язык, литературу и народную культуру, собирал новые материалы в этом направлении.

    И. Алтынсарин также придавал большое значение составлению и расшифровке устной литературы - стихов, рассказов, притч, эпосов и прилагал к этому большие усилия. Он умер 17 июля 1889 г. в полдень, за три месяца и три дня до своего 48-летия. Он был похоронен рядом с могилой отца у реки Тобыл, недалеко от своего дома. Помимо его произведений "Кыргызская хрестоматия", "Тандамали шигармалар", известны также поэмы "Балд балалар, окилык!" и "Öner Bilim Bar Jurttar". Важность его стихов в том, что они написаны только для того, чтобы показать пользу образования, чтения и знаний.

     

     

    ИЛЬЯС ЕСЕНБЕРЛИ̇Н

    Ильяс Есенберлин родился в г. Атбасар Акмолинской области (ныне г. Астана). В 1940 г. окончил Казахский государственный горно-геологический институт. Работал инженером в городе Джезказгане. Участвовал во Второй мировой войне. В 1947-1967 гг. был директором Казахской государственной филармонии. В 1953-1954 гг. работал главным инспектором Министерства геологии Республики Казахстан. В 1954-1955 гг. работал начальником Берсюгирского горного предприятия, в 1955-1957 гг. главным редактором Казахского государственного литературного издательства. В 1958-1967 годах - главный редактор киностудии "Казахфильм", в 1967-1971 годах - директор издательства "Жазувшы", в 1971-1975 годах - 2-й секретарь Союза писателей Казахстана.

    Писатель начал писать произведения с 1940 года. Он создал плодотворные произведения в области прозы, поэзии и драматургии. Первую известность ему принесли стихи. В 1945 г. были опубликованы его поэмы "Султан", "Айша". Позже были опубликованы поэтические книги "Адамгершилик туврали джыр" (1949), "Большевик туврали поэма" (1957), эпос "Бирджан сал трагедия" (1959). С 1960-х годов он обратился к прозе. Были опубликованы его длинные рассказы "Özen Jağasında" (1960), "Tolkıydı Esil" (1965), "Pesnya o çeloveke" (Adam Tuvrali Än), написанные на русском языке. "Тавдаги Тартис" (1962) - пьеса. Эта пьеса ставилась в детских и молодежных театрах.

    С 1960-х годов он стал привлекать внимание своими романами. Романы "Айкас" (1966), "Катерли еткел" (1967) - произведения, в которых он описывает сложные, социальные и духовные события в процессе становления казахской национальной интеллигенции. Роман "Кёшпендилер" (трилогия "Алмас Кылыш", "Айкас", "Кахар") был переведен на турецкий язык в трех томах под названием "Кочевники" в честь 550-летия Казахского ханства.

     

     

     ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ

    Жамбыл Жабаев (1846-22.06.1945, Алма-Ата) - один из великих мастеров казахской народной поэзии. Он родился в бедной семье кочевого племени эки у подножия горы Джамбул в Джамбылской области. Этот умный ребенок, не имевший возможности учиться из-за неблагоприятных условий детства, многое видел своими глазами и вплетал в свое сердце, несмотря на свою неграмотность. За свою долгую жизнь он побывал в разных местах, участвовал в спорах с поэтами и пел песни, терме, джир. Слава о его поэзии разнеслась по всему Жетисуву и Киргизии в прошлом веке. Джамбил, приобщившийся к поэтическому искусству с пятнадцати лет, своими песнями, стихами и джирами на долгие годы сохранил память о тех местах, где он родился и жил. Он развивал поэтическое искусство, участвуя в ссорах между деревнями. У Сюйин-бая, одного из самых успешных бардов Жетисува, он учился и учится тому, что песни, стихи и народные песни - это важное искусство, которое нужно исполнять. Из всех ссор Джамбиля сохранились и были опубликованы в различных книгах только его ссоры с Айкумисом, Бактыбаем, Сари, Сарибасом, Досмаганбетом Шашувбеем Куланайаком и Кулманбетом. После победы над Кулманбетом, прославившимся в восьмидесятые годы прошлого века, Джамбиль стал самым известным шашистом своей страны. В его творчестве часто встречаются мотивы, связанные с народом, начиная с самых первых ссор.

    За заслуги в поэтическом искусстве Джамбиль был награжден государством медалью Ленина, медалью "Энбек кызыл тув" ("Трудовое красное знамя"), "Курмет белгиси" ("Грамота уважения"). В 1941 году ему была присуждена Государственная премия СССР.

     

     

    МАГЖАН ЖУМАБАЕВ

    Магджан Джумабаев родился в 1893 г. в селе Магджан Акмолинского уезда Акмолинской губернии. Магджан научился грамоте у сельского муллы. Его поэтический талант проявился с ранних лет. В 1905 г. отец определил Магджана в Кызылджарское медресе, где Магджан увлекся литературой.

    М. Джумабай читал и изучал произведения арабских и персидских поэтов, особенно таких известных, как Фирдавси, Сади, Омар Хайям, Навои, Низами. В Уфе он вместе со своими учителями в медресе издавал журнал "Садак". Брал уроки русского языка и брал за образец стихи Абая. Понятие тюркскости играет важную роль в стихах Магджана. М. Джумабаев опубликовал в Казани свою поэму "Шолпан" и стал звездой казахской литературы.

    М. Джумабай написал много стихотворений, отражающих национальные чувства, таких как "Туркестан", "Алыстагы баврыма - Моему далекому брату". Магжан Жумабай занимает особое место и в глазах турок Турции.

     

     

     МИРЖАКИП ДУВЛАТОВ

    Мирджакип Дулатулы - один из представителей алашской интеллигенции; поэт, писатель, литературный критик, ученый, политический деятель, народный герой, автор первого казахского романа "Бакитсиз жамал". 1885-1902 гг. Родился в Сарыкопинском районе Торгая (Казахстан). В двухлетнем возрасте потерял мать, а в двенадцатилетнем - отца. Первое образование он получил в русско-казахской школе, открытой Ибираем Алтынсарыном в Торгае в 1880-х годах, где изучал казахский и русский языки и окончил ее в 1902 году. В дальнейшем его воспитанием занимался старший брат Аскар. Учился в школах А. Бёкейхана и А. Байтурсына в Омби и Каркарали. Читает восточную литературу и западную литературу на русском языке.

    1907 г. В 1907 г. в казахской газете "Серке", издававшейся в Петербурге, публикуется его первое ураническое стихотворение "Жастарға". 1909 В 1909 г. в Уфе выходит поэтический сборник "Оян Казак! Стихотворение "Оян Казак!", помещенное в начале книги, со временем становится символом национального пробуждения. Тематика стихотворений сборника "Оян Казак! Политически и социально неспокойная обстановка того времени, естественно, влияет на тех, кто думает, слышит и пишет, и особенно в литературных произведениях деградирующее состояние Туркестана, подобно Танзимату и годам национальной борьбы в Анатолии, становится главным источником вдохновения.

     

    МУХТАР АВЕЗОВ

    Мухтар Авезов родился 28 сентября 1897 г. в Аяккарагане, восьмом селе административного района Шингиздаг (Шингистау) Семейской области (ныне Восточно-Казахстанская область), в умеренной семье. Его отца звали Омерхан. В шесть лет с помощью своего деда Авеза он начал изучать арабские буквы и заучивать стихи Абая Кунанбаева. Затем он пошел в сельскую школу, а в 1908 г. поступил в медресе в Семее, где поступил в подготовительный класс русской школы. В 1919 г. окончил Семейскую учительскую школу. Здесь он основал общество "Алаш джастари" (алашская молодежь) и руководил открытием различных кружков. В 1922 году он поступил в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте. В 1928 г. окончил отделение языка и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета. В 1928 г. поступил на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте в качестве ассистента и начал обучение в магистратуре, а также преподавал в Казахском педагогическом институте. Во время учебы в магистратуре он путешествовал по стране киргизов, исследовал эпос "Манас" и переписывал собранные фрагменты эпоса. В 1959 г. за роман "Абай жолы" ("Путь Абая") он был удостоен Ленинской премии. 

    Как мыслитель, писатель и переводчик Авезов был одним из ведущих представителей современной казахской культуры и литературы со своими взглядами и работами по вопросам литературы, искусства, образования и науки. Он считается первым представителем как театральной, так и западной традиции литературной прозы в Казахстане. После его смерти Институту литературы и искусства Академии наук Казахстана было присвоено его имя, а в 1963 г. при институте был открыт филиал - Дом Авезова. Кроме того, именем М. Авезова названы Казахский академический театр драмы, некоторые районы, поселки, улицы и школы в таких городах, как Алматы, Астана, Семей. В 1997 г. по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 100-летие со дня рождения М. Авезова, о нем были написаны такие статьи, как З. Кабдолов "Мой Авезовим", Р. Нургалиев "Авезов жане Алаш", Ж. Дадебаев "Мухтар Авезов", О. Кюмисбаев "М. Авезов и Восток". В вузах Казахстана читаются различные лекции о литературной личности Авезова и его творчестве. Свое первое произведение "Давиль" ("Буря") Авезов написал в 1914-1915 гг. В 1922 г. он написал "Коргансыздын кюню" и "Енлик-кебе", в 1926 г. - пьесу "Карагёз", а в 1927 г. опубликовал работу "История литературы". Помимо этих работ, одним из наиболее значимых его произведений является роман "Путь Абая".

     

     

    МУХТАР МАГАВИН

    Мухтар Магавин родился в Шубартавском районе города Семей. Его отец был сельским учителем. В 1962 г. он окончил филологический факультет Казахского национального университета. В 1965 г. в том же университете защитил докторскую диссертацию по казахской литературе. Свои произведения начал писать в 1965 году. Работал заведующим отделом в газете "Казах адебиет", заместителем главного редактора издательства "Жазувшы" в 1967-1971 годах, старшим научным сотрудником Института литературы и искусства имени М. Авезова Академии наук Казахской ССР. В 1977 г. стал членом КПСС, членом Союза писателей Казахстана, председателем Совета по прозе при Союзе писателей. Преподавал казахский фольклор и историю казахской литературы в Литературном институте имени Горького в Москве. В 1983-1984 гг. занимался внештатной литературной работой, а в 1984-1986 гг. был главным редактором издательства "Жазувшы". Его произведения публикуются с 1959 года.

    В 1960-е годы он привлек к себе большее внимание как литературовед. Позже он обратился к литературной прозе. Его первое произведение "Кескурум" (1964) было опубликовано в журнале "Джульдыз". Затем были опубликованы рассказы и повести "Акша Кар" (1969), "Балалар предка", "Кыяндагы Кыстав" (1977), "Кёк Кептер" (1979), написанные на темы мирной деревенской и городской жизни до Второй мировой войны, современной интеллигенции, студенческой жизни, дружбы народов. В 1972 году был опубликован роман "Кёк Мунар" о молодежи. Известный роман "Аласапыран (Аласапыран I/1981, Аласапыран II/1983)" посвящен истории взаимоотношений казахского войска и России в конце XVI - начале XVII века.

     

    МУКАГАЛИ МАГАТАЕВ

    Во второй половине XX века в селе Карасаз Раимбекского района Алматинской области родился Мукагали Магатаев, внесший большой вклад в развитие казахской поэзии. В 1954-1962 гг. он работал корреспондентом Казахского радио, в 1962-1972 гг. сотрудничал с газетами "Социалистический Казахстан", "Казахская литература", "Мӓдениет сӓне турмис" (Гюнюмюз Парасат), "Кулдыз" (Йылдыз), в 1972-1973 гг. работал литературным консультантом Союза писателей Казахстана. Стихотворение "Нарынкол" - его первая опубликованная поэма. Известность поэту принесла поэма "Аппассионата".

    В своих произведениях он выражал любовь к родине, стране, людям, жизни. Многие из его стихотворений были написаны. Он перевел на казахский язык многие произведения Данте и Шекспира. В 1999 году его поэтический сборник "Аманат" был удостоен государственной премии Республики Казахстан.

     

     

     ОЛЬЯС СУЛЕЙМАНОВ

    Олжас Сулейманов родился в Алма-Ате в 1936 году. Его отец, Омер-бей, был офицером-кавалеристом в Красной Армии и погиб в бою за несколько дней до рождения Олжаса. Через несколько лет после его смерти его мать Фатма Ханым вышла замуж за известного казахского журналиста Абдул Али Бея. Абдул Али-бей сыграл важную роль в воспитании Олжаса Сулейманова как обществоведа, поэта и писателя. Получив классическое советское начальное и среднее образование, Олжас поступил на геологический факультет Казахского государственного университета. Сначала он обратился к литературе и поэзии. Он учился в Московском литературном институте.

    В его первых литературных произведениях звучали мотивы кочевой жизни казахов, казахской истории, устной культуры. Позже он обратился к лингвистике, антропологии и истории. После того как Казахстан стал независимой республикой, а Нур Султан Назарбаев - Президентом Казахстана, он был назначен в зарубежную миссию и служил в Риме в качестве посла Казахстана в Италии.

     

    САКЕН СЕЙФУЛЛИН

    Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 г. в Первом селе города Нильди Джана-Акаркинского района (ныне Джана-Акаркинский район Джезказганской области), бывшей Акмолы. Отец С.Сейфуллина Сейфолла был родом из племени аргинов Среднего жуза, мать Джамал - из алтайского племени алсай. С.Сейфуллин получил первое образование у имама села, научился читать и писать по-арабски. Таким образом, у него появилась возможность самому читать исламские притчи и рассказы. отправил его в Нильди, чтобы он мог уехать. В 1905-1908 гг. С. Сейфуллин учился в казахско-русской школе в Нильди. Затем в 1908-1910 гг. он продолжил образование в трехлетней школе в Акмоле. 21 августа 1913 г. он был принят в Омбыйский педагогический техникум, известный как Сибирский университет, получив одну из стипендий, присуждаемых двум студентам в регионе. В 1916 году он окончил это учебное заведение. Первая книга стихов С. Сейфуллина "Ötken Künder" вышла в 1914 г. в издательстве "Матбуġат Кяримия" в Казани. 9 марта 1917 года С. Сейфуллин, автор поэмы "Asıġıp Tez Attandıķ", приехал в Акмолу и основал объединение "Jas Ķazaķ", помогал издавать газету "Tirşilik". Одновременно он преподавал на трехмесячных учительских курсах в Акмоле.

    В 1917 году он написал поэму "Кел джигиттер". Эта поэма известна как первое произведение, написанное в казахской советской литературе. В 1920 г., помимо общественно-политической деятельности, С. Сейфуллин работает над своими литературными произведениями и становится одним из самых значительных советских поэтов. Книга-антология С. Сейфуллина "Ķazaķtiñ Eski Ädebi Nusķaları" (1931) "Бейлер Деври казахской литературы" была завершена в 1931 г. и опубликована в 1932 г., 1-й том "Батырлар жыры" вышел в 1931 г., 2-й - в 1933 г. Его исследования "Aķan Seri Aķtoķtı", "Leyli Mejnün" были опубликованы в 1932 г. С. Сейфуллин собрал стихи Акана Сери, Ибирая Алтынсарина и Акмолла, видных деятелей казахского тюркского народа, и подготовил их к публикации в 1932-1935 гг. вместе с "Лейли Меджнуну" Шекерима Кудайбердиоглу. С. Сейфуллин, Ä. Маметова, Б. Майлин в 1933 г. издали книгу "Эдебияттанув", а в 1934 г. совместно с О. Турманжановым - учебник "Эдебияттанув" для 5-го класса.

     

     ШОХАН ВЕЛИХАНОВ

    Шокан Велиханов принадлежит к аристократическому роду. Он является внуком в третьем поколении Абулая, одного из знаменитых ханов казахских тюрков. Шокан, настоящее имя которого Мухаммад Ханафия (такое прозвище дала ему мать), родился в городе Аманкарае. Его бабушка Айганым, оказавшая на него влияние в детские годы, установила прочные связи с русскими чиновниками, купцами и востоковедами и благодаря этим связям добилась от местной администрации строительства в районе, где он жил, зданий в европейском стиле. Айганым, которая была открыта для новаторских идей, стала первым человеком, оказавшим влияние на развитие интеллектуального мира Велиханова. Чокан также получил очень хорошее языковое образование. В детстве он овладел арабским и чагатайским турецким языками, а в школе - всеми тюркскими диалектами, на которых говорили в Туркестане. Он также выучил французский и немецкий языки, поскольку был очень талантлив и любознателен в языковом отношении.

    Шокан глубоко изучил и часто пересказывал героические эпосы казахского народа. Едиге, Ер Кёкше, Орак, Мамай, Шора и другие деятели периода Ногайской армии, например, ценные стороны жыра. Что касается работ Велиханова по этнографии казахского народа: "Остатки шаманства у киргизов", "Об исламе в степи", "О земледелии", "Войлочная палатка", "О киргиз-кайсацких святилищах и общих статуях", "Оружие и военное снаряжение киргизов в древние времена", "О переселении киргизов". Велиханов умер в апреле 1865 года.

    shapes
    shapes
    shapes