shape
    shape

    ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСТАНА

    ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСТАНА

     

    ГРОБНИЦА ХОДЖИ АХМЕТА ЕСЕВИ

    Мавзолей Ходжи Ахмета Есеви в Туркестане - выдающийся образец средневековой архитектуры. Ходжа Ахмет Есеви - турецкий поэт и первый турецкий мистик, живший в 1093-1166 гг. После смерти Ходжи Ахмета Есеви на месте его могилы был построен небольшой мавзолей. В XII в. по приказу Тимура в 1389 г. вместо малой гробницы было начато строительство новой. Тимур привез из Шираза мозаичников, а из Исфахана - мастеров по камню и штукатурке. Архитектором здания был иранец Хас Хусейн Ширази. Мавзолей был построен в период с 1389 по 1405 год.

    Главный вход в мавзолей имеет размеры 18,2 x18,2 м. Основная часть известна как Казандик. Эта часть перекрыта кирпичным куполом диаметром 18,2 м - самым большим куполом в Средней Азии. В центре Казандыка находится огромный бронзовый котел Тай Казан, который использовался в культовых целях. Саркофаг Ходжи Ахмада Яссави находится в конце здания, в центре секции саркофагов. Усыпальница имеет куполообразную крышу высотой 28 м. Снаружи купол покрыт шестиугольной зеленой глазурованной плиткой с золотыми узорами. Внешние стены гробницы Ходжи Ахмеда Есеви украшены выдающимися образцами изразцового и каллиграфического искусства.

    Реставрация этого здания, являющегося общим достоянием и культурной ценностью турецко-исламской культуры и цивилизации, проводилась компанией TIKA в период с 1993 по 2000 гг. В 2003 г. мавзолей Ходжи Ахмеда Есеви, включенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия, открыт для посетителей в качестве музея. Это здание имеет большое религиозное и историческое значение как потому, что является местом вечного упокоения Ходжи Ахмеда Есеви, так и потому, что здесь были похоронены ведущие казахские ханы.

     

     

     

    ПЕЩЕРА АКМЕШИТА ЭВЛИЯ

    Расположена в селе Акмашит Байдибекского района Туркестанской области.

    Пещера, образовавшаяся в слое известняковой породы, имеет длину 254 м, ширину 65 м и высоту 25 м. Время от времени из отверстий в оболочке капает вода. Изнутри круг напоминает крышу общежития.

    Некоторые семейные пары, которые не могут иметь детей, и больные люди проводят ночь в пещере, молясь.

     

     

     

    БАШНЯ АКСУМБЕ

    Башня расположена в селе Аксумбе Сузакского района. Согласно историческим источникам, она была построена в XIII веке. Пишут, что она была построена как сторожевая башня племенем Дашт-и Кипчак. Башня находится на высоком месте. Башня находится на высоком месте. Она сложена из глинобитного кирпича высотой 11 м, который сохранился до наших дней. Лестница из глинобитного кирпича внутри была стерта, сохранились только места ступеней.

    В 1946 г. археологическая группа под руководством академика А. Маргулана, а в 1947 г. - археологов Е. Агеевой и Г. Пацевича провела исследования города. По найденной в городе керамике исследователи определили, что жители города жили в X-XIV веках. Башня привлекает туристов своей уникальной архитектурой.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ АЛКОДЖА АТА

    От основного сооружения мавзолея, построенного в XII-XIII веках, до наших дней сохранилось только надгробие. В 1998-1999 гг. мавзолей был реконструирован "Казреставрацией". Двухкупольный мавзолей состоит из кладбища, мавзолея и мечети. На кладбище находится 5 могил. Считается, что это могилы детей Аты.

    Согласно народным преданиям и легендам, Алкоджа Ата был зятем Ходжи Ахмета Есеви, супруга Матери Гавхар. В этот период он распространял знания и справедливость. Местные жители также называют Ату "Али Ходжа" или "Али Ходжа Амир Дивана (Маджнун)". Мавзолей, построенный на могиле Алкоджи Ата, стал местом паломничества и мечетью.

     

     

     

    МЕЧЕТЬ АППАК ИСАН

    Это здание расположено в селе Шаян Байдибекского района. Первоначально с помощью многих людей вместо этой мечети была построена небольшая кирпичная мечеть. Медресе "Аппак Ишан" устроено в виде буквы (П). Медресе состоит из 32 комнат, в том числе 4 учебных, 3 коридорных, 25 учебных. Медресе имеет один этаж. Его общая площадь составляет 50х50 м, размер комнат - 3х6 м. Вход в каждую комнату оформлен аркой. Двери комнат деревянные. Над дверями имеются небольшие окна.

    Это здание представляет большой интерес для туристов как памятник архитектуры.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ АРИСТАН-БАБА

    Мавзолей расположен в 3 км к северо-западу от села Когам Отрарского района. Мавзолей был построен на месте захоронения Арыстана Баба (Арслан Баба), духовного учителя ходжи Ахмета Есеви. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV векам. До наших дней сохранились резные деревянные колонны сооружения. Мавзолей был разрушен во время землетрясения XVIII века (в 1909 году) и восстановлен.

    В 1971 году мавзолей был разрушен грунтовыми водами и восстановлен усилиями местных жителей. Регион имеет большое туристическое значение, здесь есть специальные зоны для паломничества, проживания и жертвоприношений. Мавзолей и его окрестности - одно из мест, где паломники останавливаются в течение всего года.

     

    BABA TÜKTİ ŞAŞTI 

     

    Он расположен в местности Джилибулак близ села Кумкент Созакского района. Баба Тюхти Шашти Азиз - распространенный образ в казахском фольклоре, у мусульман он считается святым. По преданию, Баба Тюхти Шашти Азиз был современником и сподвижником Исаака Баба, исламского проповедника в Средней Азии и Казахстане.

    Его мавзолей на Святом кладбище построен из жженого кирпича. Это однокамерная гробница с фасадной композицией. Его окружает четырехугольный купол, опирающийся на круглую шейку. Фасад плоский, без украшений, неглубокий и полый, с входом в центре и небольшой рельефной башенкой по обеим сторонам. В интерьере в центре квадратного дома расположены остроконечные арки. Купол расположен на этих арках. В центре дома находится надгробие, выложенное из кирпича. Кроме того, здесь находятся канделябр, личный мавзолей, жилые комнаты и алтарь, который известен в народе как место паломничества.

     

     

    МАВЗОЛЕЙ БАЙДИБЕК БИ

    Мавзолей Байдибек Би расположен в селе Байдибек Ата Байдибекского района Туркестана. В 1966 году на высоком берегу реки Балабоген по образцу Караханидского ханства периода Байдибек Карашаулы купол древней гробницы, сохранявшийся долгое время, был перестроен в новом стиле. В строительстве мавзолея Байдибека Ата принимали участие мастера из Самарканда, Ташкента, Сайрама, Шымкента.

    В одной из комнат мавзолея Байдибека Би бывший Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишулы Назарбаев установил статую колыбели весом 6 тонн, выполненную из белого мрамора.

     

     

    МЕМОРИАЛ ЕДИНСТВА

    Монумент единства - источник процветания и единения казахского народа. Монумент единства - это монументальная композиция в широком смысле слова, представляющая собой треугольник с тремя углами и изображающая личности трех ханов. Слава о нем, по-видимому, распространилась по разным регионам Казахстана: Сырдарья - на запад, горы Каратау - на север, горы Казыгурт - на юго-восток. По обеим сторонам стелы расположены таблички со словами трех великих предков. Высота памятника составляет 28 м, ширина - 8 м.

    19 сентября 1997 года строительство памятника было завершено, и в церемонии его открытия принял участие первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишулы Назарбаев.

     

     

    МАЛАЯ ГРОБНИЦА ДОМАЛАК АНА

    Гробница Домалак-Ана неоднократно разрушалась, строилась и реконструировалась. Внук Домалак Ана Дулат привез из Бухары мастера по имени Абдуллах Шери, и в 1456 г. мавзолей был построен впервые. В 1957 году мавзолей был отреставрирован. В 1996-97 гг. на средства индивидуальных предпринимателей мавзолей был реконструирован по проекту известного архитектора Саина Назарбекулу.

    Из новых белых камней, специально привезенных из Мангистау, над основной частью мавзолея был установлен купол с решеткой из восьми лепестков высотой 12 м, и с этим новым сооружением мавзолей претерпел значительные изменения.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ ЕСИ̇М ХАНА

    Мавзолей Есим-хана - памятник архитектуры в городе Туркестане, сохранившийся с XVII века. Он расположен в 12 м к югу от западной башни мавзолея Ходжи Ахмета Есеви. Мавзолей был построен над мавзолеем Есим-хана, хана Казахского ханства. Считается, что разрушенный мавзолей был уничтожен, вероятно, в конце XVIII - начале XIX века.

    Мавзолей построен из жженого кирпича в виде квадрата (9х9 м). Главный фасад выполнен в виде портала. Фасады украшены геометрическим орнаментом. Мавзолей имеет вход с юго-восточной стороны. Ширина сохранившейся стены составляет 1,2 м. Это свидетельствует о том, что она могла выдержать подъем высокого купола. Пол вымощен квадратным печным кирпичом. Защищенная часть мавзолея была отреставрирована в 2000 году.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ МАТЕРИ ГАВХАР

    (XII-XIV вв.) Расположен в 4 км к югу от Туркестана, в 400-500 м от шоссе Туркестан-Шаулдир, с левой стороны. Он имеет форму небольшого холма шириной около 20 м. Первая могила представляет собой разрушенную четырехгранную стену без крыши. В 1990-х годах рядом с могилой было построено кладбищенское здание с тремя комнатами. Размеры мавзолея - 9 м, высота четырех сторон - 6 м, это одноэтажное здание. Общая площадь участка составляет 8,0 га.

    Мать Гавхар - дочь великого поэта и мыслителя Ходжи Ахмета Есеви. Согласно легендам о Матушке Гавхар, она обладала уникальными целебными свойствами. Рядом с мавзолеем до сих пор сохранилось множество артезианских колодцев, обладающих целебными свойствами.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ ИШАК БАБ

    Памятник расположен на кладбище на северной окраине села Баба-Ата Сузакского района. Баба Ата (Ишак Баб) был одним из самых влиятельных духовных лиц Туркестанского края. В XIX веке над его разрушенной могилой был построен новый мавзолей. Общий размер сооружения составляет 21х13 м. Крыша построена из кирпича с двумя куполами. Интерьер был оштукатурен, а стены украшены михрабами.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ ИСМАИЛА АТА

    Мавзолей Исмаила Ата находится на старом кладбище в селе Турбат Казыгуртского района Туркестана. Мавзолей построен из кирпича с одним куполом. На куполе установлен столб из орехового дерева. Общий размер купола составляет 10х12 м, высота - 6 м. В 2006 году в рамках программы "Культурное наследие" были проведены восстановительные работы.

    Великий персидский поэт Абдрахман Джами в своей книге "Насаимул-мухаббат мин шамаил-футуват" упоминает, что Исмаил Ата был сыном Ибрагима, младшего брата турецкого ученого Ходжи Ахмета Есеви. Мавзолей был построен в честь шейха Исмаила Ата, выдающегося представителя исламского суфизма, жившего в X-XI вв. Впервые мавзолей был построен в XI веке. В XIV-XV веках, во времена правления династии Тимуридов, мавзолей был перестроен и превращен в архитектурный комплекс.

     

     

     

    МЕЧЕТЬ ИШАН-БАЗАР

    Это здание, расположенное в селе Аккойли Ордабасынского района, было построено в конце XIX - начале XX вв. по проекту Эгембера, который более тридцати лет изучал религию в Бухаре и получил титул Исхана. Сначала здесь проводились современные, религиозные, общественные и культурные мероприятия. Еженедельно на базаре собирался народ, а по праздникам устраивались национальные игры - борьба, скачки. Поэтому памятник получил название "Мечеть Ишан Базар". Позже она получила название "Медресе Аккойли" по имени местных племен. Мечеть Ишан-Базар была построена из жженого глинобитного кирпича. Купола и стены крыши отражают стиль своего времени. Мечеть состоит из большого зала у входа и 13 небольших комнат.

    В настоящее время это здание, привлекающее туристов как важный памятник архитектуры, нуждается в современной реставрации.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ КАРАБУРА

    Мавзолей расположен в центральной части села Сузак Сузакского района. Карабура - огузо-кипчакский религиозный деятель и святой, живший в XI-XII веках. Он принадлежал к племени тама из рода молодых джузов. Он жил на реках Шу, Талас, Сырдарья, Волга и Урал. Карабура способствовал утверждению ислама и его верований, не нарушая при этом сахарских традиций. Им интересовался великий представитель суфизма Ходжа Ахмет Яссауи.

     

     

     

    МАВЗОЛЕЙ МАТЕРИ КАРАШ

    Сайрам расположен в центральной части жилого района города Шымкента. Подобные сооружения были распространены на территории Южного Казахстана в эпоху позднего средневековья. Первоначально он был построен в XIII веке. Впоследствии под влиянием времени и природных условий он несколько раз разрушался и перестраивался. Новый мавзолей был построен в середине XIX века.

    Настоящее имя Ана Карашаш - Айша Биби, дочь знаменитого шейха Сайрама Мусы. XI век, когда жила Айша Биби, был периодом развития науки, искусства и культуры в регионе. Мать великого ученого Ходжи Ахмета, Мать Карашаш, была одной из самых открытых, вежливых и образованных женщин своего времени. Мать Карашаш пользуется уважением во всем тюркском мире. Она признана символом целомудрия. Согласно легендам, Карашаш - это человек, который может лечить болезни и толковать сны. Поэтому она очень известна в народе. Он знал наизусть Коран, основы ислама. Он сумел распространить принципы ислама среди людей. За эти качества Айшу Биби в народе уважительно называли "Мать Карашаш".

     

     

     

    ГОРА КАЗИГУРТ

    Расположена в 35 км к югу от Шымкента. Она протянулась на 55 км с северо-востока на юго-запад. Ее длина составляет 22 км, а протяженность рельефа - 10 км. Высшая точка находится в восточной части хребта (1768 м). Несмотря на то, что это невысокая гора, она признана самой священной горой в мире. В прошлом, когда мир был затоплен, на поверхности воды оставалась только гора Казыгурт.

    На вершине горы Казыгурт с западной стороны находится менее плоская земля. Считается, что именно здесь находился Ноев ковчег. С точки зрения ознакомления мира с многовековой историей нашей страны, открытие Казыгурта для посещения очень важно для казахского народа.

     

     

     

    ПЯТЬ ДЕВУШЕК 

    Расположена на въезде в село Угам Казигуртского района. Сорок девушек" является памятником истории и природы. В Казыгуртском районе таких памятников два. Он давно признан священным памятником, созданным природой.

    По преданию, в дни войны вражеские захватчики увидели 40 девушек, купающихся в водах Карабаха и беспечно идущих в сторону страны, и погнались за ними. Тогда девушки обратились к Богу с молитвой: "Вместо того чтобы сокрушить эту мою страну и мою землю над врагом, преврати врага и нас в камень!". Молитва девушек была услышана, и вражеское войско превратилось в камень. После этого это место стало называться Караташ. Говорят, что девушки превратились в уникальный памятник с красивыми украшениями. Эти памятники расположены у истока реки Аккум к северо-востоку от села Турбат. Это недалеко от водопада, в 5-6 км от села. Второе каменное изваяние под названием "сорок девушек" находится у входа в пещеру Огем. Она находится в 4-5 км к юго-востоку от горы Казыгурт. По легенде, это изображение сорока девушек, превращенных в камень.

     

     

     

     

    ОРТАР

    Расположен на южной оконечности села Талапти Отрарского района, у слияния рек Арис и Сырдарья. Облик города характерен для многих средневековых памятников Казахстана и Средней Азии.

    Крепость и Шахристан имеют форму пятиконечного холма высотой 18 м. Площадь холма составляет 20 га. Он окружен крепостными стенами. Некоторые их части сохранились под прямым углом 75-80 градусов.   На стене сохранились башни в виде круглых холмов в виде выступов. За стеной находится ров в виде пологого прохода глубиной 2-3 м и шириной 10-15 м. Вход в город осуществляется через трое ворот. Двое из них расположены на южной и северо-восточной стенах, а еще одни - в центре западной стены.

     

     

     

    САУРАН

    Это один из самых известных средневековых городов Казахстана, основанный в XII веке как крупный торговый центр. Первые сведения о Сауране встречаются в сочинениях X века. В то время Сауран был известен как важный стратегический и торговый центр в бассейне Сардинии. Арабский историк Макдиси писал: "Сауран - большой город, окруженный семиэтажной стеной с мечетью внутри".

    В конце XVII - начале XVIII вв. Сауран ослабел и в начале XIX в. разрушился. В настоящее время сохранились остатки стен и башен Саурана, представляющие собой круглую площадку площадью 550-800 м. Войти в город можно через ворота. За пределами стены, окружающей город, сохранились следы многочисленных каналов. Исследования показывают, что город относится к VII - XVIII векам.

     

     

     

    АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС "ШАМЕТ ИШАН

    Старый Каратау - священное место, где люди жили с древнейших времен. В городе Кентау и поселке Карнак, расположенных на склонах Каратау, обнаружено множество средневековых исторических памятников. Мечеть-медресе "Шамет Ишан" была построена в 1789 году, в конце XVIII века, с целью просвещения местного населения. В 1789 году был построен малый дворец, в 1876 году - большой дворец. Под малым дворцом находится подземный храм. В жаркие летние дни храм использовался для богослужений, а большой дворец служил мечетью и первым местом, где ученики учились читать и писать. Интерьер большого дворца украшен красивыми орнаментами восточной архитектуры. Обучение в медресе продолжалось до 1917 года.

    В советский период здание использовалось для различных целей. Однажды, читая лекцию студентам, Исхан сказал: "Немедленно идите к реке Карачик, там женщина с ребенком пытается перейти реку". Студенты были поражены, увидев в реке женщину. Архитектурный комплекс Шамета Исхана расположен в центре поселка Карнак в Кентау.

     

     

    ТУРКИБАСИ

    Расположен в центре Туркибасинского района, в 2 км от села Турар Рыскулов, рядом с селом Азаттык. Согласно преданиям, древнее название местности, расположенной у слияния рек Арис и Кулан и называемой сейчас Тюлькубас, - Туркибаси. Это название связано с именем Эстемес-хана, главы Западно-Тюркского ханства. Около 556 года Эстемес-хан разбил палатку и построил город на тогдашней горе Экитау.

    Как мы узнаем из работы известного ученого В.В. Бартольда "Отчет о командировке в Среднюю Азию" (М., изд-во "Наука", 1966), он посетил территорию Тулкубаса в 1893 году, выяснил, что Тулкубас - искусственное и ошибочное название, и высказал свое научное предпочтение Туркибасу.

     

     

    МАВЗОЛЕЙ УКАША АТА

    Мавзолей Укаша-Ата расположен в 35 км к северу от Туркестана, к северу от Бабайкоргана. Сподвижник по имени Укаша известен как историческая личность, впервые принесшая ислам в казахскую степь. Укаша был одним из верных сподвижников Пророка. Считается, что он происходил из одного из тюркских племен. В советское время имя "Гакаша" было забыто в историческом сознании народа и сохранилось под именем Укаша Ата, Укаша Евлия.

    Согласно народным преданиям об "Укаша-Ата", Укаша был сподвижником пророка Мухаммада (мир ему) и военачальником мусульман. У истоков колодца Укаша-Ата находится небольшое юртообразное сооружение диаметром 4,5 м и высотой 3,5 м. Глубина колодца составляет 22-25 метров. Все мусульманские общины посещают гробницу, чтобы помолиться Аллаху и избавиться от грехов.

     

     

     

    МОГИЛА ДЛИННАЯ БАБА

    Расположена в Шардаринском районе Узун-Атинского округа. Он был построен по приказу Амира Темира в конце XIV века. Мавзолей полностью построен из обожженного кирпича. Из-за своего высокого роста он известен в народе как "Узун Ата". Его настоящее имя - Асан Ата.

    По преданию, Асан Ата был первым благочестивым человеком, распространившим ислам в этом регионе. Ақсақ Темірдің бас кеңесшіліерінінің бірі ретінде қасында еріп жүрген. Всю свою жизнь он был любим народом и считался религиозным человеком, общественным защитником и святым.

     

     

     

    ЕСИ

    Это один из древнейших городов Казахстана, построенный в V-VI веках. Город расположен на территории Туркестана. Археологи установили, что территория раннего Еси соответствовала нынешнему Култебе. Култебе - один из древнейших городов страны. Култобе представляет собой овальный холм высотой 9 м и площадью 150x120 м.

    В последние годы рельеф памятника претерпел значительные изменения. В XIX веке плато Культобе, как и весь Южный Рабат, было окружено крепостными стенами. В основе Культёбе лежит военная система средневекового Туркестана.

     

     

    МОЗАИКА ДЕЛЬФИНА

    Мавзолей, посвященный Иосифу-Юнус-Ата, жившему в XII веке, находится в мавзолее "Юсип-Ата" в селении Эски-Икан в Туркестане. Мавзолей состоит из двух комнат. В юго-восточной части кладбища находится мавзолей размером 4х4 метра, построенный в XII веке. Второе помещение представляет собой мавзолейную комнату с куполообразной крышей. Стены сложены из обожженного кирпича.

    Согласно фольклорным преданиям, Юнус был племянником Ахмета Есеви. В некоторых источниках говорится, что он был учеником Есеви.

     

     
    shapes
    shapes
    shapes